Антифриз: для чего нужен

Двигатели внутреннего сгорания имеют относительно низкий коэффициент полезного действия. В большинстве моделей легковых авто этот показатель составляет всего 20–40 %, у дизельных автомобилей он может превышать 50%. Остальные 60–80% энергии, выделяемой при сжигании бензина, газа или дизеля, преобразуются в тепло. Количество теплоты зачастую оказывается слишком высоким, чтобы мотор мог охлаждаться естественным образом. Во избежание перегрева, который приводит к необратимым последствиям и критическим поломкам, в двигателях используются системы активного жидкостного охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости для автомобиля чаще всего используются антифризы. Предлагаем подробнее узнать, из чего состоит охлаждающая жидкость, каковы ее функции и как правильно выбрать ОЖ для авто.

Содержание

Исторический очерк

В самых первых образцах ДВС из-за их низкой мощности не предусматривались системы охлаждения с большим и малым контуром, которые используются в современных авто. В них заливали обыкновенную воду, которая отбирала избыточное тепло от ДВС, нагревалась, могла закипать и испаряться. Из-за кипения и испарения приходилось регулярно доливать жидкость в ДВС и следить за ее уровнем. Кроме того, обычная неочищенная вода содержит соли, которые образуют накипь и твердый осадок внутри мотора. Но больше всего проблем возникало зимой, когда вода попросту замерзала. По этим причинам работники химической промышленности в 1920-х годах решили создать первый антифриз. Он изготавливался на основе глицеринов и мог выдерживать температуры до +290 °C. Проблемой стали высокая вязкость и недостаточная текучесть, поэтому решено было перейти на использование водного раствора моноэтиленгликоля, который обладал высокой коррозионностью. Для снижения вредного воздействия стали вводиться ингибиторы коррозии. В дальнейшем технологии постоянно совершенствовались, что привело к появлению нескольких видов антифризов: лобридных, карбоксилатных, гибридных и других.

Из чего состоит антифриз

Основой большинства современных ОЖ являются многоатомные спирты, например моноэтиленгликоль. В чистом виде такая основа не обладает необходимыми свойствами. Даже 100%-й концентрат МЭГ замерзает при -13 °C. Но в сочетании с дистиллированной водой и различными присадками свойства антифриза заметно повышаются. Например при соотношении МЭГ и воды 60 : 40 температура кристаллизации опускается почти до -50 °C. Кроме того, охлаждающая жидкость в машине обязательно должна содержать ингибиторы коррозии. Без них антифриз будет агрессивно воздействовать на радиатор, термостат, блок цилиндров, водяной насос и другие узлы, с которыми он контактирует. В некоторые виды ОЖ – например Multifreeze от компании Sintec – добавляются также флуоресцентные компоненты. Благодаря им можно легко определить место протечки охлаждающей жидкости, используя любой источник ультрафиолетового излучения: специальные лампы, УФ-светодиоды и другую светотехнику.

Какие антифризы существуют

В автомобилях используется несколько видов охлаждающих жидкостей. Одними из первых были разработаны неорганические составы, к которым относится широко распространенный тосол. В таких жидкостях в качестве присадок используются соли неорганических кислот, откуда и произошло соответствующее название данного класса антифризов. Неорганические ОЖ считаются устаревшими и применяются в относительно старых и нетребовательных автомобилях. Второй класс антифризов – карбоксилатные (органические). По всем основным параметрам они превосходят неорганические, но имеют более высокую стоимость. Третий тип ОЖ – гибридные. В них используется смесь органических и неорганических присадок. Наличие карбоксилатных компонентов позволяет увеличить срок службы антифриза. Ингибиторы коррозии обеспечивают точечную защиту деталей и создают антикоррозионный слой в местах зарождения коррозии.

Смешивание разных антифризов

Охлаждающие жидкости, перечисленные выше, могут иметь маркировки, согласно разработанной Volkswagen Group классификации: G11, G12, G12+, G13 и другие. Если возникает необходимость в их смешивании, то по возможности лучше совмещать составы одной марки и класса. В экстренных случаях допускается одновременное использование двух разных типов ОЖ. Составы G11, независимо от их цвета, могут смешиваться только с такими же антифризами. G12, G12+ и G12++ являются взаимно совместимыми, их можно комбинировать в произвольных соотношениях. Доливка жидкостей G11 в систему, где залит состав G12 или G12+ (или наоборот), недопустима. Наиболее универсальными являются жидкости класса G12++ и Multifreeze. Последний можно совмещать с качественным антифризом любого класса G. Это доказано многочисленными лабораторными испытаниями.

Что учитывать при выборе охлаждающей жидкости для автомобиля

Разобравшись с тем, для чего нужен антифриз в автомобиле, можно приступать непосредственно к выбору жидкости. Главный принцип: жидкость должна иметь маркировку, которая рекомендована производителем транспортного средства. Например, если автомобилестроительная фирма указывает в сервисной книжке антифриз класса G11, то вместо него не следует использовать G12 или G12+. Такие требования возникают не просто так. Каждый тип антифриза по-разному действует на определенные сплавы: медь, чугун, алюминий и другие материалы. В одном автомобиле радиаторы могут быть медными, в другом – алюминиевыми. Если жидкость не соответствует заводским требованиям, она может вызывать преждевременную коррозию или засорение системы охлаждения.

Multifreeze от Sintec разработан по современной технологии, которая учитывает разные виды материалов и металлов в системе охлаждения и не оказывает на них агрессивное воздействие. За счет этого Multifreeze является универсальным и может применяться в любых автомобилях независимо от марки и года выпуска. Multifreeze обеспечивает улучшенную защиту от коррозии по 6 видам металлов, а также благоприятно взаимодействует с силиконами и резиной.

Цвет антифриза, как правило, при выборе не учитывается. В одном и том же классе охлаждающих жидкостей могут быть представлены составы разных оттенков. Например, можно встретить красные, зеленые и синие антифризы G11.

Средние интервалы замены

Срок эксплуатации охлаждающей жидкости зависит от ее типа, состава и класса качества. Наименее долговечными являются составы G11, наиболее износостойкими – лобридные антифризы, в том числе Multifreeze. Составы G11 служат в среднем до 3–4 лет, лобридные антифризы и Multifreeze – более 5–6 лет. При благоприятных условиях эксплуатации Multifreeze Sintec может сохраняться в рабочем состоянии на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства. Под такими условиями следует подразумевать следующее:

  • система охлаждения полностью исправна, регулярно проводится текущий ремонт и плановое обслуживание;
  • охлаждающий контур не загрязнен сторонними веществами, оставшимися после использования предыдущих антифризов;
  • двигатель автомобиля редко подвергается повышенным нагрузкам: и механическим, и температурным.

О том, что в авто пришло время менять охлаждающую жидкость, свидетельствует заметное изменение ее цвета и консистенции. Она становится более мутной, образует налет на стенках расширительного бачка. Также может наблюдаться постепенное повышение температуры ДВС при обычных условиях работы. Например, в дорожной пробке стрелка термометра на приборной панели авто может приближаться к красной зоне, тогда как при нормальном состоянии антифриза она не должна выходить за среднее деление.

Линейка охлаждающих жидкостей для авто Sintec

В ассортименте бренда SINTEC доступны антифризы всех популярных классов, включая G11, G12+ и другие. Наибольшей популярностью пользуется Multifreeze – универсальный состав, совместимый со всеми типами охлаждающих жидкостей. Продукт рекомендован для всех моделей легковых и легких грузовых автомобилей, т. к. имеет улучшенные показатели защиты по 6 видам металлов (в том числе алюминию) и не оказывает агрессивного воздействия на радиаторы и двигатели. Вы можете приобрести товар в интернет-магазинах OZON и Wildberries.

 

#Обзоры антифризов

Вам также может быть интересно

Антифриз группы G12: разница между цветами, свойства и назначение

Антифриз G12 — это относительно новая генерация охлаждающих жидкостей, основанных на карбоксилатных соединениях. Основу составов этого типа формирует смесь этиленгликоля и воды. В зависимости от вида и производителя охлаждающая жидкость G12 имеет синий, фиолетовый, розовый, зеленый или красный цвет.

Типы, виды и технические характеристики антифризов в зависимости от маркировки

На срок службы и работоспособность мотора напрямую влияет не только состояние моторного масла, но и качество охлаждающей жидкости. Раньше популярностью пользовался тосол, сейчас автолюбители выбирают антифриз. Каждый вид имеет свой состав и даже цвет. Зачем он нужен и как его выбрать?

Можно ли смешивать антифризы G11 и G12?

При переходе с одного антифриза на другой идеальным вариантом будет полностью слить старый, промыть систему охлаждения и залить новый. Однако не всегда есть возможность так сделать. Поэтому для многих водителей актуален вопрос: насколько безопасным будет смешивание различных охлаждающих жидкостей?