Почему антифриз «уходит» из расширительного бачка?

Охлаждающая жидкость – важный компонент, необходимый для качественной работы всей системы охлаждения. За ее уровнем и качеством рекомендуется тщательно следить, но даже ответственные автолюбители могут столкнуться с рядом проблем. Например, ситуация, когда антифриз ушел из бачка, и причины этого неясны, встречается даже слишком часто – и определять, почему это произошло, иногда приходится долго. Впрочем, есть список типовых неисправностей, на которые машину стоит проверить в первую очередь.

Содержание:

Возможные протечки в системе

Наиболее распространенная причина ухода охлаждающей жидкости из расширительного бачка – протечки. Считается, что их легко отследить по подтекам и характерному запаху, но поломка может случиться и в таком месте, что обнаружить течь получится далеко не сразу. В любом случае, если уходит антифриз, оставлять ситуацию на самотек не следует: это часто свидетельствует о серьезной неполадке, и продолжать ездить на автомобиле как ни в чем не бывало – значит рисковать двигателем и собственной безопасностью. Игнорирование проблемы может привести к необходимости капитального ремонта.

Радиатор. Чаще всего хладагент пропадает, если протечка случилась в самом радиаторе двигателя. Это наиболее простая в диагностике поломка, ее легко заметить: под машиной начинают образовываться подтеки антифриза. Жидкость обычно ярких цветов, что упрощает обнаружение. Повреждаются чаще всего трубки-соты или боковина. Если первые иногда бывает можно зажать (впрочем, если они проржавели, что часто встречается на старых авто, то это невозможно), то во втором случае замена детали обязательна.

Отопитель. Радиатор отопления – еще одна деталь, которая может выйти из строя. В этом случае подтеков под машиной может и не быть, но антифриз продолжит куда-то деваться. Как правило, в рамках диагностики осматривается салон: именно туда начинает капать протекающая жидкость, обычно на уплотнительную подкладку в районе сиденья переднего пассажира. Отследить поломку можно по нескольким характерным признакам:

  • сладковатый запах антифриза в салоне;
  • слишком сильно запотевающие стекла;
  • маслянистый налет на стеклах.

Если разобрать приборную панель, можно обнаружить подтеки антифриза, до того скрытые пластиковыми накладками. Отопитель, скорее всего, понадобится демонтировать для дальнейшей диагностики. Если же течь находится в кране или в прокладках между ним и радиатором, наиболее распространенный выход – замена поврежденной детали.

Шланги, трубки и патрубки. Соединительные элементы, особенно выполненные из резины (шланги и патрубки), имеют свойство быстро изнашиваться. Машина используется в довольно агрессивной среде, и чем интенсивнее эксплуатация и больше перепады температур, тем быстрее будет происходить износ. Поэтому подобные детали считаются практически расходниками, и если дефект обнаружен в них, единственный выход – замена. Трубки выполнены из металла и поэтому служат дольше, чем резиновые детали, но они также могут быть подвержены коррозии и микротрещинам, возникающим из-за постоянных температурных перепадов. Отследить такой дефект можно за счет вдумчивой диагностики: внимательность позволит заметить подтеки на соединительных элементах. Если визуально осмотреть все шланги не получается, можно использовать зеркало.

Термостат и помпа. Системы, предназначенные для накачивания и регулирования потока антифриза, нередко выходят из строя. Они выполнены из металла и пластика, испытывают довольно сильные нагрузки и, как и любые подобные детали, подвержены износу. Кроме того, встречаются ситуации, когда узел затянут слишком сильно и из-за этого деформируется быстрее. Чаще всего подтекать начинают прокладка или сальник, но встречаются и ситуации, когда течь дает сама деталь. Определить это можно по мокрым пятнам на двигателе в местах установки помпы или по подтекам на нижней части системы. Чаще всего при таких поломках единственный выход – замена детали. Ремонт возможен крайне редко.

Бачок и его крышка. Широко распространены дефекты самого расширительного бачка или закрывающей его пробки. Это связано с тем, что детали выполнены из пластика, который может треснуть под воздействием нагрузок или истереться о движущиеся детали. Такую поломку обычно довольно легко заметить: элементы будут мокрыми от подтекающего антифриза. Если же из строя вышла крышка, нарушается герметичность системы, падает поддерживаемое в ней давление, и жидкость начинает выплескиваться из бачка при движении. Чтобы помочь себе отследить такой дефект, можно проверить систему, усилив в ней давление. Благодаря этому получится быстрее заметить, в каком участке течь, и устранить ее. Сложнее всего с дефектами в нижней части бачка: их диагностика может потребовать его снятия. Еще одна причина утечки – засорение встроенного в пробку перепускного клапана: иногда может потребоваться заменить только его.

Проблемы с прокладкой двигателя

Что делать, если полная диагностика проведена, подтеков не замечено, а жидкость продолжает уходить? В таком случае есть причины говорить о скрытых дефектах, из-за которых антифриз может исчезать без внешних повреждений. Наиболее распространенная из них – проблемы с прокладкой головки блока ГБЦ. Эта деталь отделяет головку и блок двигателя друг от друга, герметизируя составные части. Со временем она прогорает и выходит из строя, кроме того, ее могут неправильно затянуть, выполняя сервисные работы. Сама деталь тоже может быть бракованной и быстро сломаться, нередко также нарушается ее прилегание. Это чревато такими последствиями, как:

  • попадание антифриза в цилиндры (сопровождается белым дымом и характерным запахом);
  • растущий уровень масла, в котором начинают встречаться вкрапления и пузырьки (частицы охлаждающей жидкости);
  • быстрое нагревание двигателя.

Результаты поломки прокладки. Смешивание масла и антифриза, происходящее из-за подобной неисправности, приводит к целому ряду неприятных последствий, которые могут стать причиной отправки машины на капитальный ремонт.

  • Масло начинает хуже справляться со своими задачами, в результате чего существенно ускоряется износ деталей.
  • Смесь, получившаяся в результате перемешивания жидкостей, способна забить каналы и привести к перегреву и выходу из строя двигателя, поломке коленвала и многим другим неисправностям.

Если Вы заметили подобные симптомы в своей машине, не следует пользоваться ею до полной починки. Прокладка, как правило, нуждается в полной замене; если же масло и антифриз успели смешаться, менять придется и их. Нередко подобная проблема встречается у отечественных автомобилей ВАЗ.

Трещина ГБЦ или блока

Еще одна скрытая причина ухода охлаждающей жидкости – трещина головки или самого блока цилиндров двигателя. В этом случае утечек ОЖ снаружи не видно: если повреждением затронуты масляные каналы и элементы системы охлаждения, антифриз проникает в цилиндры силового агрегата и смешивается со смазочным материалом. Уровень ОЖ при этом достаточно быстро снижается, а масло переходит в состояние эмульсии, утрачивая свои смазывающие и защитные свойства. Как следствие – усиливается износ деталей двигателя, и если не принять экстренных мер, через короткое время мотор может заклинить. Обнаружить изменение объема и консистенции масла можно во время проверки уровня смазочной жидкости: на щупе будет заметна коричневато-белая пена. В ходе диагностирования можно также вывернуть свечи. Если на них будут белые пятна, скорее всего, антифриз попал в цилиндры.

Меры профилактики

С помощью простых профилактических мероприятий можно значительно уменьшить вероятность ухода ОЖ из расширительного бачка или устранить неисправность уже в самом начале ее возникновения. Например, если вы заметили, что количество охлаждающей жидкости снижается при нарастании оборотов, а без нагрузки ее уровень остается неизменным, это может быть следствием некорректной работы клапана давления, неисправности помпы или термостата, нарушения герметичности патрубков. Если из выхлопной трубы идет явно выраженный парообразный дым, нужно не откладывая проверить прокладку ГБЦ. После проведения любых ремонтных работ системы охлаждения нужно использовать только новые комплектующие – патрубки, уплотнители, резиновые шланги и т. д. Устанавливаемые детали не должны иметь видимых дефектов, которые могут привести к утечкам антифриза. Не менее важно заливать в систему ОЖ высокого качества от надежного и проверенного производителя.

Как избавиться от потерь ОЖ, связанных с дефектами ДВС

Если падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке связано с дефектами ГБЦ или блока, то для устранения таких неисправностей нужно обращаться в автосервис. Если у вас нет соответствующих навыков, то замену прокладки тоже лучше доверить специалистам СТО. Но можно заменить герметизирующий уплотнитель и самостоятельно. Для этого потребуется:

  • купить прокладку под конкретный двигатель (по VIN-коду);
  • освободить крышку ГБЦ от навесного оборудования – фильтров, патрубков и пр.;
  • снять крышку головки блока;
  • открутить все крепежные болты ГБЦ. Если один из них был затянут неплотно, в этом месте и могла уходить жидкость. Затянув ослабленный болт, проверяют работу системы;
  • если после затяжки ОЖ продолжает убывать – демонтировать головку блока цилиндров. После этого дефект, как правило, виден невооруженным глазом;
  • заменить прокладку и выполнить сборку в обратном порядке.

Естественные причины ухода жидкости

Важно понимать, что о проблемах стоит говорить, только если антифриз пропал стремительно, а его уровень понижается каждый день. Если же понижение уровня очень плавное и постепенное, возможно, никакой поломки нет, а изменения связаны с естественными причинами:

  • перепады температур. Любое вещество меняет объем в зависимости от температуры, и охлаждающая жидкость не исключение. Она может сжаться из-за холода, затем расшириться обратно на фоне работы двигателя. Это естественный процесс, переживать из-за него не следует;
  • время. Даже при отсутствии утечек идеальная герметичность недостижима. Со временем антифриз медленно испаряется, но в таком случае для серьезного понижения его уровня понадобится очень большой срок. Сверьтесь с допустимыми нормами расхода: если понижение им соответствует, волноваться не о чем.

Что нужно сделать для ремонта

В большинстве случаев, особенно если речь идет о расходниках или пластиковых элементах, единственный выход – замена. В случае трубок радиатора и других металлических деталей можно попробовать ликвидировать утечку, не заменяя запчасть, но, скорее всего, это будет временной мерой. Чаще всего стоит проводить замену небольших элементов, пока утечки не стали критичными и не привели к необходимости капитально ремонтировать всю систему.

Как сделать диагностику более простой

В ряде случаев обнаружить утечку крайне сложно. Если течь в труднодоступном месте, капли и подтеки не всегда легко заметить, иногда может потребоваться разбор и демонтаж систем. Чтобы упростить себе процесс, можно воспользоваться:

  • зеркалом. Небольшие зеркала позволят визуально осмотреть в том числе сложные участки, куда непросто добраться;
  • прощупыванием. Необходимо полностью охладить двигатель и прощупать сомнительные элементы – на них могут выступить капли антифриза;
  • осмотром на яме. Это довольно сложно и потому применяется, только если другие методы не дали эффекта;
  • обонянием. Как правило, испаряющаяся охлаждающая жидкость издает характерный запах, который источают поврежденные элементы;
  • флюоресцентными присадками. Это метод, который взял на вооружение мультифриз Sintec MULTIFREEZE. Жидкость уже включает в себя вещества, которые светятся под ультрафиолетом, что существенно упрощает диагностику.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценка, рейтинг статьи 5,00)
Загрузка...